Методика развития ребенка Селестена Френе: в чем секрет успеха?

rozvytok01258

Сегодня мир переживает настоящий бум методик раннего развития: повсеместно существуют детские сады, работающие по системе Монтессори, методу Домана-Маниченко, методике Lego Education.

Система развития ребенка Френе пока еще мало известна в Украине, но с большой долей вероятности может прийтись по душе украинским педагогам. EtCetera выяснил, в чем заключается этот метод и какие его приемы могут пригодиться современным родителям и воспитателям.

rozvytok0-500x280 (1)КТО ТАКОЙ ФРЕНЕ? Селестен Френе – французский педагог начала ХХ века. Он создал собственную методику в возрасте 24 лет и основал свою школу для детей. Френе  работал с неграмотными и пассивными детьми, которые не умели и не знали, как им себя выразить. А со временем эти же дети поражали гостей школы легкостью, с которой вели собрания, работали и принимали решения в учебном процессе.

В ЧЕМ СЕКРЕТ? В его школе не было механического заучивания теории и строгой программы, но была своя типография, где печатались произведения учеников.

Ведущее место в методике Френе занимает опыт, получаемый учеником в процессе обучения, дома, в школе, во время общения. Главный тезис звучит так: учитель должен помочь ребенку раскрыть его способности, а как личность он сформирует себя сам.

rozvytok01-500x280

 

ШКОЛА БУДУЩЕГО. В школе Френе не было оценок, а учебники в начальной школе педагог считал навязыванием взрослого мышления. Дети самостоятельно выбирали себе одноклассников, планировали обучение и учились правильно распоряжаться временем. Единственный метод контроля – отчет ученика, на котором он говорит о том, чему научился и чего достиг за определенный срок. Согласитесь, что такие умения и сегодня являются очень актуальными, а ведь школа Френе существовала в 1920-х годах.

НА ОПЫТЕ. По методике Френе ученики учатся самостоятельно, а если возникают трудности, обращаются к педагогу. На уроках много наглядности и экспериментов: если можно посмотреть, как замерзает вода на улице, нужно идти и смотреть, а только потом читать учебник. Так дети получают навыки самостоятельного обучения и понимают, что учиться – это интересно.

rozvytok-500x280ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА. Френе учил, что необходимо учитывать интересы ребенка. Если его заинтересовала тема космоса, спланируйте тематическое занятие: вместе сделайте макеты планет, смотрите образовательное кино о космосе, наблюдайте за звездным небом. Так обучение превратится в игру.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ. Существует много интересных экспериментов для детей – содовый вулкан, выращивание кристаллов соли, камера обскура и много чего еще. Найдите то, что будет интересно вашему ребенку, и устраивайте опыты.

САМОВЫРАЖЕНИЕ. Свобода самовыражения – это залог успешного обучения и гармоничной личности. Поэтому Френе много внимания уделял творчеству детей: они рисовали, писали сочинения на свободные темы, находили практическое применение новым знаниям.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. В школе Френе учитель составлял индивидуальный план работы на месяц, а дальше дети самостоятельно планировали свою деятельность, распределяя собственное время. В конце месяца они отчитывались о проделанной работе.

Это помогает ребенку стать самостоятельным и организованным. Поэтому там, где это возможно, давайте ему самому планировать личное время и организовывать деятельность.

НЕ БОЯТЬСЯ ОШИБОК. Ученики не боялись ошибиться на уроках Френе, ведь он считал ошибки одним из ключевых путей к познанию нового. Страх перед ошибкой может оттолкнуть ребенка от учебы: не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Сам Френе считал, что ошибок в обучении не существует – есть только разные пути приобретения опыта.

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД. Взгляды Френе во многом созвучны с современными взглядами на реформирование украинской системы образования.

Школа, учитывающая интересы ребенка и пробуждающая в нем тягу к обучению, готовит успешного и уверенного в себе человека.

Не помешают рекомендации французского педагога и родителям, желающим вырастить любознательного ребенка, готового к поискам собственных решений сложных проблем.

Джерело